Мещовский монах и император Александр I
Прочитав название этого рассказа, многие, наверно, усомнятся в его достоверности. Ну, скажете, какое отношение может иметь простой монах, коих на Руси в те времена были сотни и тысячи, к Российскому самодержцу? Оказывается, самое непосредственное. Выскажу мнение, что этот человек, столь искренне желавший оставить военную службу и уйти в монахи, оказал большое воздействие на императора, принявшего решение уйти в народ под видом старца Фёдора Кузьмича. Однако, обо всём по порядку.
В миру будущего монаха звали Николаем Петровичем Демутье. Родился он в 1799 г. в столице империи в дворянской семье, был одногодком А.С. Пушкина. В отличие от других дворянских детей мальчуган, освоив грамоту, стал читать Четьи-Минеи и прямо-таки светился благочестием. Родителям он заявил, что хочет стать священником. Как часто было и бывает, его желание натолкнулось на железную волю отца, желавшего видеть своего отпрыска морским офицером. Так Николай, не желая перечить отцу, оказался в Морском кадетском корпусе, из которого он вышел гардемарином в 1817 году и был отправлен служить на юг, в Николаев. По дороге, находясь в Херсоне, он решил оставить мир и уйти в монастырь. Так начались его странствия. В Одессе настоятель строящегося Успенского монастыря, услышав рассказ Николая, посоветовал ему вернуться в Санкт-Петербург и испросить разрешение уйти в монахи. По дороге в столицу Николая Демутье, не имевшего с собой ни денег, ни подорожной, арестовали. Узнав, кто он такой, доложили о случившемся императору Александру I. Поведение молодого человека так заинтересовало императора, что он решил лично переговорить с ним. После почти часового разговора монарх, видя искренность Николая, сказал, что никаких последствий его проступок иметь не будет, что мысли юноши ему понятны. Вот только послужить всё же придётся и если желание уйти из мира не пропадёт само собой, то будущее покажет, как ему поступить.
Так Николай Демутье вновь оказался на Чёрном море. Служа, он получил капитанский чин, но помыслов уйти в монастырь не оставлял. Дальнейшие события сложились так, что его желание исполнилось. Жарким летним днём капитан выпил ковш холодного кваса, поданный слугой. На следующий день он свалился с сильнейшим воспалением лёгких и печени. Врачебный консилиум вынес вердикт, что состояние здоровья не позволяет дальше находиться на службе. Выйдя в отставку, Николай отправился в Площанскую пустынь, где стал послушником. Так начала сбываться его мечта.
Надо сказать, что на императора Александра I встреча с молодым офицером, искренне желавшим стать монахом, произвела сильное впечатление. Спустя несколько лет он дал задание выяснить, что стало с офицером Демутье. Когда ему доложили, что тот вышел в отставку по болезни и ушёл в монастырь, то Александр Павлович задумался.
Шёл 1825 год. Положение, в котором император оказался к его началу, было трагическим. Реформы, задуманные в юности, Александр I провести не смог. Перед его глазами всегда стояла фигура отца – императора Павла I, задушенного заговорщиками. О заговоре Александр знал и только просил не убивать отца. Хотя, став императором, он усиленно и загонял в глубь души чувство вины за то, что произошло, это чувство с годами всё больше и больше грызло его совесть. Своему окружению он часто говорил: «Я, как солдат, честно отслужил 25 лет и хочу удалиться на покой». Пример Николая Демутье всколыхнул эти чувства. Осенью 1825 г. Александр I с супругой отбыл в Таганрог, якобы на лечение. 19 ноября 1825 г. император, по официальной версии, скончался. Не буду долго описывать, как был обставлен уход Александра I из Таганрога, ибо это превысит все мыслимые рамки рассказа. Тех, кто хочет подробнее ознакомиться с этой историей, отсылаю к работам известных русских историков В. Барятинского, Г. Василича и Н. Шильдера, описавших, как Александр I, якобы «почивший в бозе», превратился в сибирского старца Фёдора Кузьмича. Кстати говоря, изыскания последних лет подтверждают то, что это один и тот же человек. Так, совсем недавно президент Русского графологического общества Светлана Семёнова, изучив рукописи двух легендарных личностей, пришла к выводу, что Александр I и томский старец Фёдор Кузьмич имеют почерки, схожие на сто процентов. К этому же выводу пришла и компьютерная экспертиза.
Но пришло время вернуться к Николаю Демутье. После Площанской пустыни он поселился в Троице-Сергиевой пустыни, где настоятелем в то время был свт. Игнатий (Брянчанинов). В 1836 г. Николая зачислили в оптинское братство, где он зарекомендовал себя скромным и ревностным послушником. В 1840 г. послушник Николай был пострижен в мантию с именем Никодим. 3 мая 1842 г. рукоположен во иеродиакона, а 15 августа того же года – во иеромонаха. Так его, можно сказать, срочно готовили к принятию настоятельской должности. 27 августа 1842 года отца Никодима назначили настоятелем Георгиевского Мещовского монастыря.
Монастырь в те годы был в совершенном упадке, как внутреннем, так и внешнем. Отцу Никодиму предстояло выправлять и здания монастыря, и его духовную жизнь. Дело в том, что в 1836 г. над Мещовском пронеслась страшная буря, разрушившая монастырские строения. Вот как описывал архимандрит Леонид (Кавелин) деятельность отца Никодима на новом месте: «К счастью монастыря в лице отца Никодима он приобрёл не только попечительного настоятеля, но и способного руководителя к иноческой жизни. Образовавшись в Оптинском ските… он прежде всего устранил из братства неисправимых членов и, заменив их иноками доброй жизни, постепенно словом назидания начал твёрдо водворять в обители своей то благочестие, которое так утешительно видеть в монастырях общежительных. Малу-помалу настойчивое усилие увенчалось полным успехом. Выходы из монастыря прекратились, и важное дело спасения души нашло своих ревнителей. Самое благоприличие в одежде, скромность и учтивость в трапезе и храме – всё свидетельствует, что братство научилось первым из своих обязанностей – смирению и послушанию.
Не остались в пренебрежении и житейские удобства братии. Трапеза монастырская исполнилась таким довольством, какого никогда не имела: два раза в году, в храмовые праздники, начали предлагаться обильные столы для всех нищих и убогих, богатство ризницы сделалось столь полным и замечательным, что от избытков её весьма нескудная часть пожертвована в православные церкви разоренной Трансильвании».
Поначалу же отцу Никодиму приходилось трудно. Однажды совершенно истощились запасы хлеба. Но не успел настоятель послать келаря за мукой, как в монастырские ворота въехали несколько подвод с хлебом. После этого настоятель постановил каждую субботу перед поздней литургией совершать акафист святому великомученику Георгию Победоносцу. Сохранилось свидетельство, что перед первым акафистом над Георгиевским храмом появилось необычное пурпурное облако, буквально касавшееся куполов.
Труды по устроению мещовской обители продолжались до 1853 года, когда по назначению архиепископа Калужского Григория отец Никодим отбыл в Малоярославец настоятелем Черноостровского монастыря. Расставаться с Мещовским Георгиевским монастырём, делу возрождения которого было за одиннадцать лет отдано столько душевных сил, было тяжело. Вот что сам игумен Никодим говорил в письме к прп. Антонию (Путилову): «Не знаю, не искушение ли мне от врага человеческого рода, что мне так трудно расставаться с Мещовским монастырём? И не только мне, но и братии, желающей переместиться со мной, то же кажется? И сколько прежде казалось нам, кроме святыни, отвратительным, сколько теперь приятным. Быть может, и самая привычка к месту, где я одиннадцатый год прохожу послушание и в настоящее время пользуюсь миром, делает переход и трудным, и болезненным. Но обаче и здесь да будет воля Господа надо мной; и если переход мой есть глас Божий, то все наши покои и временные выгоды да не имут места в нас».
В 1857 г. отец Никодим был возведен в сан архимандрита, а в 1862 г. ушёл на покой, получив позволение остаться в Малоярославском Черноостровском монастыре до конца своих дней. 7 февраля 1864 г. он скончался.
В январе этого же года, в четырёх верстах от Томска в маленькой келье умирал высокий седобородый старец.
— Молва носится, что ты дедушка не кто иной как Александр Благословенный, — сказал ему находившийся в келье купец С.Ф. Хромов.
— Чудны дела твои, Господи: нет тайны, которая бы не открылась, — ответил старик, – хоть ты, вижу, знаешь, кто я, но ты меня не величь – схорони просто…
20 января 1864 г. ставший при жизни легендой старец Фёдор Кузьмич умер и был похоронен на кладбище Томского Алексеевского монастыря. Перед кончиной он сказал, что прожил 87 лет, то есть родился в 1777 году (год рождения Александра I).
Александр ОБУХОВ,
член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (СПб),
член Союза журналистов СПб и ЛО.