Учим детей управлять своими эмоциями. Маленькие неприятности и будущие победы
Эмоциональная устойчивость – способность сохранять контроль над своими действиями и управлять ими для достижения цели в сложных, неожиданных ситуациях с максимальной пользой. Для этого необходимо понимать свои потребности и эмоции, эмоции других людей, контролировать свои эмоции, при этом учитывая и уважая интересы других, удовлетворять свои потребности, не растрачивая силы на бесполезные действия.
Эмоциональную устойчивость можно успешно развивать как у себя, так и у ребенка, а можно и одновременно.
Если в первые три года жизни ребенок получал достаточно внимания, любви, его основные потребности вовремя удовлетворялись, то такому ребенку совсем не нужно создавать тепличных условий: «как бы что не вышло», чтоб «никто не обидел». Маленькие неприятности только тренируют малыша. Особенно в случае, если ему удастся самостоятельно разобраться с проблемой.
В случае неудачи, рассуждайте с малышом, почему это произошло, как можно было поступить по-другому, чтоб все получилось. Вмешиваться и подсказывать что-то при других детях без особой надобности не стоит. Говорить все лучше, отведя ребенка в сторону или «на ушко». Ошибки также (а то еще лучше) учат ребенка предугадывать неприятные события, быть более терпимым и уважительным к другим.
Обсудите, как можно сейчас исправить ситуацию. Тут могут быть разные варианты. Например, предложите ребенку действия (только не заставляйте!): попросить желаемый предмет вежливо, если нужно — извиниться, пробовать обменяться игрушками и так далее. Хорошо, если в результате ребенок будет уметь договариваться и улаживать проблему самостоятельно.
Некоторые дети реагируют на неприятности, как на «конец света». Например, устраивают истерики, если сломали куличик из песка, не уступили качели или место в транспорте у окна. Старайтесь учить ребенка не преувеличивать проблему: куличик «съели и сказали, что он был вкусный», давай подождем немного – на улице качели общие для всех. Учите переключать внимание, чтоб подождать желаемого: «давай пока поиграем в другую игру», «в следующий раз поедешь у окна».
Если ребенок поступил плохо, рекомендуется спрашивать не зачем он так поступил (дети могут насочинить многое), а как он собирается исправить ситуацию. Это побуждает малыша к изменению ситуации. Помните, имеет значение как смысл того, что вы говорите, так и тон.
Немного про эмоциональный интеллект. Учите своего ребенка знать и понимать свои эмоции. Рассуждайте о переживаемых эмоциях, желаниях ребенка без осуждения: «ты разозлился из-за того, что тебе мальчик не дал свою машинку. Но это — его право», «тебе обидно, ты хотел покачаться первым, но девочка подбежала раньше», «ты напугался, поторопился и споткнулся, тебе обидно, все в порядке, давай обработаем твою ссадину». Приводите личные примеры как вы справлялись с аналогичными проблемами. В этих ситуациях ребенку важны сопереживание, поддержка, где-то уместна будет и ирония.
Помните, ваш ребенок учится выражать эмоции, подражая вам и близким людям. Спросите себя, что вы транслируете в сложных для малыша ситуациях — беспомощность и раздражение или являетесь опорой для малыша? Также частично ребенок будет перенимать и опыт детей из своего окружения, например, из садика и двора. Здесь родитель становится «фильтром» и мягко корректирует поведение при необходимости. Чему-то следует уделять внимание, а что-то достаточно «пропустить мимо».
У ребенка обязательно должно быть общение со сверстниками и другими детьми. Особенно это важно для тех детей, которые часто болеют или по каким-то другим причинам не ходят в детский сад. Хорошо, если малыш легко знакомится и ему комфортно среди детей разного возраста. Такое общение способствует эмоциональной устойчивости.
Важны элементы образа жизни, которые способствуют эмоциональной устойчивости. Дети чувствуют себя в безопасности, когда у них есть четкий режим дня. Это особенно верно для маленьких детей, которым необходима структура и определенный порядок действий. Рациональное питание и физическая активность также способствуют хорошей приспособляемости детей. Очень важен для малышей дневной сон.
Эмоциональная неустойчивость может быть как наследственной, так и выученной, сформированной поведением значимых взрослых. При повышенной агрессивности или неконтролируемом гневе, обращайтесь за советом к специалисту-психологу. Эмоциональная неустойчивость может быть и начальным проявлением соматического заболевания. Будьте внимательны к детским переживаниям, детям в такие моменты особенно нужны ваше внимание и поддержка.
Учите ребенка ставить разумные цели, шаг за шагом двигаться к ним. Учите трудиться, самостоятельно преодолевать трудности, не обращать внимание на мелочи. Верьте в успех своих детей!
Эмоциональная устойчивость – способность сохранять контроль над своими действиями и управлять ими для достижения цели в сложных, неожиданных ситуациях с максимальной пользой. Для этого необходимо понимать свои потребности и эмоции, эмоции других людей, контролировать свои эмоции, при этом учитывая и уважая интересы других, удовлетворять свои потребности, не растрачивая силы на бесполезные действия.
Эмоциональную устойчивость можно успешно развивать как у себя, так и у ребенка, а можно и одновременно.
Если в первые три года жизни ребенок получал достаточно внимания, любви, его основные потребности вовремя удовлетворялись, то такому ребенку совсем не нужно создавать тепличных условий: «как бы что не вышло», чтоб «никто не обидел». Маленькие неприятности только тренируют малыша. Особенно в случае, если ему удастся самостоятельно разобраться с проблемой.
В случае неудачи, рассуждайте с малышом, почему это произошло, как можно было поступить по-другому, чтоб все получилось. Вмешиваться и подсказывать что-то при других детях без особой надобности не стоит. Говорить все лучше, отведя ребенка в сторону или «на ушко». Ошибки также (а то еще лучше) учат ребенка предугадывать неприятные события, быть более терпимым и уважительным к другим.
Обсудите, как можно сейчас исправить ситуацию. Тут могут быть разные варианты. Например, предложите ребенку действия (только не заставляйте!): попросить желаемый предмет вежливо, если нужно — извиниться, пробовать обменяться игрушками и так далее. Хорошо, если в результате ребенок будет уметь договариваться и улаживать проблему самостоятельно.
Некоторые дети реагируют на неприятности, как на «конец света». Например, устраивают истерики, если сломали куличик из песка, не уступили качели или место в транспорте у окна. Старайтесь учить ребенка не преувеличивать проблему: куличик «съели и сказали, что он был вкусный», давай подождем немного – на улице качели общие для всех. Учите переключать внимание, чтоб подождать желаемого: «давай пока поиграем в другую игру», «в следующий раз поедешь у окна».
Если ребенок поступил плохо, рекомендуется спрашивать не зачем он так поступил (дети могут насочинить многое), а как он собирается исправить ситуацию. Это побуждает малыша к изменению ситуации. Помните, имеет значение как смысл того, что вы говорите, так и тон.
Немного про эмоциональный интеллект. Учите своего ребенка знать и понимать свои эмоции. Рассуждайте о переживаемых эмоциях, желаниях ребенка без осуждения: «ты разозлился из-за того, что тебе мальчик не дал свою машинку. Но это — его право», «тебе обидно, ты хотел покачаться первым, но девочка подбежала раньше», «ты напугался, поторопился и споткнулся, тебе обидно, все в порядке, давай обработаем твою ссадину». Приводите личные примеры как вы справлялись с аналогичными проблемами. В этих ситуациях ребенку важны сопереживание, поддержка, где-то уместна будет и ирония.
Помните, ваш ребенок учится выражать эмоции, подражая вам и близким людям. Спросите себя, что вы транслируете в сложных для малыша ситуациях — беспомощность и раздражение или являетесь опорой для малыша? Также частично ребенок будет перенимать и опыт детей из своего окружения, например, из садика и двора. Здесь родитель становится «фильтром» и мягко корректирует поведение при необходимости. Чему-то следует уделять внимание, а что-то достаточно «пропустить мимо».
У ребенка обязательно должно быть общение со сверстниками и другими детьми. Особенно это важно для тех детей, которые часто болеют или по каким-то другим причинам не ходят в детский сад. Хорошо, если малыш легко знакомится и ему комфортно среди детей разного возраста. Такое общение способствует эмоциональной устойчивости.
Важны элементы образа жизни, которые способствуют эмоциональной устойчивости. Дети чувствуют себя в безопасности, когда у них есть четкий режим дня. Это особенно верно для маленьких детей, которым необходима структура и определенный порядок действий. Рациональное питание и физическая активность также способствуют хорошей приспособляемости детей. Очень важен для малышей дневной сон.
Эмоциональная неустойчивость может быть как наследственной, так и выученной, сформированной поведением значимых взрослых. При повышенной агрессивности или неконтролируемом гневе, обращайтесь за советом к специалисту-психологу. Эмоциональная неустойчивость может быть и начальным проявлением соматического заболевания. Будьте внимательны к детским переживаниям, детям в такие моменты особенно нужны ваше внимание и поддержка.
Учите ребенка ставить разумные цели, шаг за шагом двигаться к ним. Учите трудиться, самостоятельно преодолевать трудности, не обращать внимание на мелочи. Верьте в успех своих детей!
Е.В. Понамарева
Заведующая ОРиАПП для ЦГН.